Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись и для чего она нужна

Сегодня в СМИ и на высоких правительственных уровнях активно продвигается концепция цифровой экономики и электронного документооборота. В частности, запущен специальный портал Госуслуг, на котором граждане нашей страны могут получить широкий спектр возможностей без использования традиционных бумажных документов и походов в офисы организаций и служб.

Однако если при личном обращении в организацию гражданин подтверждает свою личность предъявлением паспорта, то электронная подпись для госуслуг – это цифровой аналог традиционных документов и удостоверений личности. Подробней, как сделать для госуслуг электронную подпись, читайте здесь.

Разновидности электронных подписей для госуслуг

Как в традиционном документообороте существует масса разновидностей документов для решения разных задач, так и в цифровой сфере действуют разные типы электронных подписей (ЭП).

Например, в компании-поставщике ресурсов для подтверждения числа проживающих в квартире достаточно показать последнюю платежку ЖКХ, но чтобы оформить субсидию, потребуется получить справку по форме №1 в паспортном столе.

Электронные подписи существуют следующих основных типов:

  • Простая электронная подпись.
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись.
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись.

vidy elektronnyh podpisej
Далее рассмотрим подробнее, для чего и в каких случаях требуется тот или иной тип электронной подписи.

Простая электронная подпись

ПЭП – это известная всем пользователям интернета пасскарта, пара логин + пароль, применяемая для авторизации в личных кабинетах, в сервисах, в том числе и для входа в свой кабинет портала Госуслуг.

Для получения ПЭП необходимо пройти простую процедуру регистрации, указать минимум персональных и подтверждающих личность сведений.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

УНЭП, говоря простыми словами – это некий комплект программных и криптографических средств, с помощью которых на цифровой документ наносится шифрованная метка, удостоверяющая авторство и наличие/отсутствие редакторских изменений в содержании с момента создания.

УНЭП может служить подтверждением во внутреннем документообороте в рамках организации. Например, при обмене бухгалтерскими документами. Неквалифицированная ЭП признается в качестве доказательства в арбитражных разбирательствах.

НЭП применяется для подтверждения подлинности и действительности документов во взаимоотношениях частных и юридических лиц (при условии обоюдного согласия).

Однако неквалифицированная подпись не поможет вам во взаимоотношениях с государственными органами – здесь потребуется более высокий уровень аутентификации.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Когда вам понадобится обратиться в электронном формате в налоговые органы, в УФМС, пенсионный фонд, подать заявку на участие в тендерах и госзакупках, необходима только УКЭП.
usilennaya kvalificirovannaya elektronnaya podpis
Усиленная квалифицированная электронная подпись для госуслуг выдается в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах. Узнать адрес и контакты ближайшего УЦ можно на сайте Госуслуг.

Теоретически, УКЭП равноценна традиционными подписям и мокрыми (синими) печатям на бумажных документах. Но не все так просто. Усиленные квалифицированные подписи, в свою очередь, подразделяются на множество разновидностей, предназначенных для подтверждения строго ограниченного списка операций.

  • Для подачи онлайн-заявки на регистрацию по месту жительства требуется один тип УКЭП, но для принятия участия в электронных торгах – другой. Различия относятся и к масштабам операций в суммарном денежном отношении.

Чтобы заказать нужную усиленную электронную подпись для госуслуг – четко определите задачи, которые собираетесь с помощью нее решать. От уровня квалификации ЭП зависит и стоимость ее оформления.

Полезное видео по теме:

400 просмотров

2 комментария

  1. Александр Силиванов
    • Александр

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *